Размер шрифта:
А
А
А
Цветовая схема:
М
М
Шрифт:
A
A
Интервал:
0
0.5
1
1.5
Обычная версия

Анвар Гаджиев: экология и туризм - в приоритете для Общественного совета при Минкавказе

Обзор СМИ ТАСС 16 Декабря 2016 519
Общественный совет при Министерстве РФ по делам Северного Кавказа был сформирован совсем недавно - в марте 2016 года. Его основными целями стали обеспечение взаимодействия ведомства с другими министерствами, объединениями и некоммерческими организациями, а также повышение открытости и прозрачности деятельности Минкавказа.  

О том, с чем пришлось столкнуться на первом этапе работы и какие шаги планируются в следующем году, рассказал в интервью ТАСС председатель Общественного совета при Минкавказе РФ, советник генерального директора Агентства стратегических инициатив Анвар Гаджиев.  

- Анвар Гадисович, можно ли сейчас, на исходе 2016 года, говорить о каких-то первых успехах, достигнутых Общественным советом? 

- На мой взгляд, подводить итоги или фиксировать какие-либо успехи работы Общественного совета пока рано. Прошедшие три заседания носили организационно-установочный характер: они были посвящены как формированию и функционалу структуры, так и определению направлений в работе наших комиссий в соответствии с основными векторами работы Министерства РФ по делам Северного Кавказа. 

Среди них, например, работа с инвестиционными проектами и инвестклиматом, социальными вопросами, экология и природопользование, что особенно важно, ведь следующий год - Год экологии, развитие санитарно-курортного дела и внутреннего туризма. Уже в рамках этих подразделений в зависимости от актуальности того или иного вопроса будут создаваться рабочие группы, что позволит не плодить квазикомиссии до бесконечности.  

Кроме того, на третьем заседании Общественного совета определены 12 основных вопросов, стоящих перед советом, и одобрена публичная декларация Минкавказа. 

Но особая роль будет отведена будущему заседанию - оно пройдет в Минкавказе в Москве в 20 числах декабря, - в котором планирует принять участие и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Предполагается, что мы не только подведем итоги предыдущих мероприятий, но и зафиксируем, что наш Общественный совет уже состоялся как местная площадка. Кроме того, мы наметим план работы на следующий год с четким, как это принято говорить, распределением ролей и обязанностей.  

- То есть уже вполне понятны вопросы, которым точно будет уделено внимание в следующем году?  

- Конечно. Одним из приоритетов следующего года, причем не в ущерб остальным, я считаю вопросы санаторно-курортного дела и внутреннего туризма. 

При этом они находятся в неразрывной связке с проблемами экологии и природопользования, потому что варварская эксплуатация минеральной базы Кавминвод может привести к крайне негативным последствиям уже в обозримом будущем. 

Отсутствие программы по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) может привести к загрязнению грунтовых вод и как следствие - к тому, что лечебные воды Северного Кавказа перестанут быть таковыми. Проблему утилизации ТБО нужно срочно актуализировать и разрабатывать комплекс мер по созданию сети мини-заводов по переработке мусора. А уникальные целебные воды Северного Кавказа - это основа бальнеологических курортов, которые могут оказаться под угрозой, если не начать предпринимать шаги по решению этих вопросов уже сейчас. При этом необходимо осознавать, что все темы, касающиеся СКФО, тесно взаимосвязаны. Поэтому вопросы, которые мы планируем поднимать - внутренний туризм, экология и природопользование, - это то, по большому счету, что отразится на жизни будущих поколений, потому при рассмотрении реализации инвестиционных проектов в округе важно учитывать, чтобы впоследствии они не наносили ущерб уникальному санаторно-курортному потенциалу региона.  

- А какие рычаги есть у Общественного совета в решении этих проблем? 

- Учитывая, что именно следующий год объявлен Годом экологии, а сама тема защиты окружающей среды находится на контроле у руководства страны, то, я думаю, со стороны местных властей будет чересчур опрометчиво оставлять без внимания сигналы, поступающие от общественных организаций. Тем более что наш Общественный совет будет не только обращать их внимание на те или иные проблемы, но и предлагать реальные, действенные меры их решения.  

В том, что касается инвестиционных проектов и инвестактивности, в рамках нашей комиссии по инвестклимату мы попытаемся посадить за один стол представителей всех деловых объединений: "ОПОРЫ России", "Деловой России", ТПП и РСПП и так далее. Для других организаций из-за существенных различий в направлениях их работы это абсолютно нереализуемо в Москве, но вполне возможно на площадке региона.  

Возможно и необходимо. Необходимо, потому что перечень вопросов, являющихся проблемами на Северном Кавказе для каждой из названных ранее структур - будь то жалобы на сложность инфраструктурных каких-то вопросов подключения к сетям или абсолютно обоснованные претензии с точки зрения доступности к финансовым ресурсам и невозможность в адекватные сроки с адекватными условиями получить коммерческий кредит и так далее, - проще решать под эгидой Минкавказа, поскольку все вопросы, касающиеся субъектов малого и среднего предпринимательства и пока звучащие из уст других структур довольно часто как послание в космос, могут быть решены ведомством. 

А Общественный совет при решении этих проблем постарается стать посредником между деловыми объединениями и Минкавказом, чтобы, соответственно, максимально облегчить работу министерства, с которым находится в тесном контакте. 

При этом мы готовы не только помочь как контрольно-надзорный орган, но и выступать как эксперты. Например, рассматривать те или иные инвестиционные проекты, которые предлагаются к мерам поддержки в рамках комиссии по инвестклимату. Общественный контроль всегда позволяет выявить слабые места, посмотреть на проект со стороны и быть непредвзятым и объективным при предварительной экспертизе.  

- А как будет проводиться необходимая экспертиза? Есть ли уже сформированный блок специалистов?  

- На последнем заседании Общественного совета мы как раз обсуждали формы привлечения экспертов и количественно-качественный уровень проведения экспертиз. Пришли к тому, что у нас не должно быть количественных или иных ограничений с точки зрения привлечения экспертов. Если вопрос является действительно важным, то мы не должны себя ограничивать в количестве привлекаемых на то или иное заседание специалистов. 

Будет вопрос, скажем, по проблемам АПК в части гидромелиорации, то всех, которые есть в секторе, высокоуровневых экспертов - не важно, три эксперта или тридцать три, - мы пригласим всех. 

При этом мы не хотим никому давать повода сказать, что они не были приглашены, потому что площадка Общественного совета закрыта и недоступна, - общественный контроль должен быть максимально прозрачен и открыт для участия всех желающих. 

- Созданы ли уже какие-то первичные места, куда могут обратиться рядовые представители малого и среднего бизнеса в поисках вашей помощи? 

- Мы планируем со следующего года задействовать формат общественных приемных на базе Общественных палат всех субъектов Северного Кавказа. Они и будут теми пунктами приема, сбора и аккумулирования запросов, информации, пожеланий и иных обращений, которые впоследствии будут передаваться нам. Это обсуждалось на одном из семинаров в Общественной палате РФ, где разъяснялись методология и функционал Общественного совета как формы общественного контроля. 

Также в конце этого года на предстоящем четвертом заседании мы определимся с точкой отсчета в переходе от организационно-установочной части к активной практической деятельности Общественного совета в СКФО.
Назад к списку