Размер шрифта:
А
А
А
Цветовая схема:
М
М
Шрифт:
A
A
Интервал:
0
0.5
1
1.5
Обычная версия

Выступление Министра

Лев Кузнецов Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Л.В. Кузнецов. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены Совета Федерации, участники заседания, представители средств массовой информации! Спасибо за возможность выступить со столь высокой трибуны по вопросу, наверное, наиболее актуальному в рамках нашего федерального округа.

При этом хочу сказать, что еще пять лет назад словосочетание «инвестиции в Кавказ» в этих стенах у многих вызвало бы чувство определенного скепсиса и даже иногда и чувство раздражения. И то, что сегодня мы рассматриваем вопрос по привлечению инвестиций и формированию инвестиционного климата на Кавказе, наверное, несмотря на сложности в инвестиционных процессах и определенные проблемы, является все-таки ярким свидетельством той государственной политики, которая проводится в этом регионе. И то, что сегодня ситуация реально кардиальным образом меняется – это факт, который уже никто не может отрицать.

Теперь позвольте коротко остановиться на ключевых сценарных условиях сегодняшнего дня и программных мероприятиях, которые реализует министерство с помощью других отраслевых ФОИВов при поддержке органов местного самоуправления, глав регионов, депутатского корпуса.

Коллеги, в настоящее время, как Вы хорошо знаете, мировая экономика претерпевает существенные изменения. И на фоне глобальных вызовов для России еще острее стоят вопросы следующих структурных изменений.

Первое – это создание новых секторов производства в новой географии их размещения. Это напрямую отсылает нас к теме реиндустриализации; повышения доли промышленности в структуре экономики. Второе - развитие сельского хозяйства, которое в современных условиях становится одной из главных отраслей для внедрения инноваций, наиболее привлекательным объектом инвестиций в мировом масштабе, направленным на наращивание экспортного потенциала. Третье - развитие производства импортозамещающей продукции через повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Я хотел бы здесь процитировать часть из статьи Дмитрия Анатольевича Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы»: «В периоды структурных кризисов не только возрастает опасность драматически отстать либо увеличить имеющееся отставание. Но одновременно появляется и шанс качественно улучшить свое положение…»

Так вот, мне кажется, что к Северному Кавказу это правило имеет самое непосредственное отношение. В контексте идущих глобальных внутрироссийских процессов регионы Северо-Кавказского федерального округа могут и должны, используя свой потенциал, занять лидирующую роль в реализации новых трендов развития.

Северный Кавказ обладает благоприятными условиями для развития сельского хозяйства. Мы – единственный округ, который уверенно фиксирует прирост населения. В округе уникальный потенциал для развития туризма, в том числе медицинского. Кроме того, логистическое положение округа позволяет в перспективе делать ставку на развитие не только межрегиональных, но и эффективных экономических межгосударственных связей.

Новое время требует структурных изменений и подходов к развитию экономики и социальной сферы региона. Как Вы знаете, к сожалению, сегодня стартовые позиции Северного Кавказа далеко не самые лучшие. Бюджеты всех регионов округа являются дотационными, а трех из них – высокодотационными. В структуре инвестиций бюджетная компонента составляет около 35 процентов, при среднероссийском показателе 16,2, хотя при этом наметился положительный сдвиг в сторону роста частных инвестиций. Удельный вес общего объема инвестиций на душу населения по итогам 2014 года в округе составил порядка 53 700 рублей, при общероссийском показателе более 94 тысяч, хотя и здесь наметилась тенденция к росту. В структуре экономики сохраняется низкий удельный вес промышленности. Непромышленный сектор, государственное управление и торговля занимают пока лидирующие позиции. Вы также знаете, что по структуре среднедушевых доходов, по средней заработной плате у нас приблизительно 65 процентов от общероссийского показателя. У нас также, к сожалению, самый высокий уровень безработицы, хотя и здесь мы ежегодно имеем позитивную динамику по сокращению этого показателя.

Среди объективных достижений и положительных тенденций в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского округа можно отметить, как я говорил, ежегодный рост внутреннего регионального продукта. Если в 2012 году он был 1,2 трлн. рублей, то в 2014-м – уже 1,45 трлн. рублей. По итогам первого полугодия 2015 года индекс промышленного производства у нас вырос на 3,2 процента; по сельскому хозяйству – на 1,8 процентов. По итогам 2014 года рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 процента в сопоставимых ценах. Мы имеем позитивную динамику, что намного лучше среднероссийских показателей, потому что там, к сожалению, мы имели в прошлом году отрицательные цифры. Наблюдаются положительные изменения в структуре инвестиций в основной капитал - как отмечалось, снижается доля бюджетных инвестиций: если в 2013 году объем бюджетных инвестиций был в среднем более 40 процентов, то, как я сказал, в первом полугодии 2015 года эта доля снижена уже до 30 процентов.

Однако для решения задач по экономическому и социальному развитию региона в дальнейшем мы уже не можем идти старым путем. Мы, конечно, должны зафиксировать положительные результаты и отметить позитивные тенденции. Но для того чтобы дальше развиваться, мы должны изменить подходы. И, в первую очередь, эффект может быть достигнут только при концентрации усилий на развитии реального сектора экономики, которое невозможно достичь без привлечения инвестиций в регион.

Учитывая базовый сценарий, о котором я сказал, в разрезе привлечения инвестиций и формирования инвестиционного климата мы для себя наметили четыре ключевых направления.

Первое направление – это новый имидж региона и, как я сказал, формирование инвестиционного климата, который критично важен для привлечения инвестиций, что подразумевает под собой настройку всех инструментов и институтов развития; улучшение имиджа территории в глазах, прежде всего, российского, а затем и иностранного инвестора; привлечение интереса ведущих рейтинговых агентств к анализу инвестиционных возможностей Северного Кавказа; включение информации об этих возможностях в инструментарий мировой деловой среды. Ну и, конечно, в практической плоскости – повышение позиций субъектов Северо-Кавказского федерального округа в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ, формируемом Агентством стратегических инициатив.

Второе направление – это развитие реального сектора экономики, развитие приоритетных для Северного Кавказа направлений в промышленности, в сельском хозяйстве, в туризме с учетом действующей отраслевой федеральной политики, региональной специфики и планов по импортозамещению.

Третье направление – формирование законодательной и регуляторной среды. Мы ведем здесь разработку, а также совершенствование и настройку под особенности региона целого блока документов, определяющих условия развития экономики и привлечения инвестиций.

Четвертое направление – собственные инструменты развития и, в первую очередь, это совершенствование государственной программы «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, а также совершенствование деятельности институтов развития. Это ОАО «КСК» («Курорты Северного Кавказа») и АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

Теперь, уважаемые коллеги, позвольте более детально остановиться на каждом из направлений.

Инвестиционный климат. Все субъекты Северо-Кавказского федерального округа по итогам 2014 года провели работу по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. А именно: во всех субъектах созданы специализированные организации по привлечению инвестиций; функционируют инвестиционные интернет-порталы; сформированы и детализированы инвестиционные стратегии; осуществляется сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»; утверждены «дорожные карты» внедрения лучших практик Национального рейтинга; готовится к внедрению муниципальный Стандарт повышения инвестиционной привлекательности во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа.

Первые результаты мы уже имеем к настоящему моменту. Однако они не везде одинаковы. Как, может быть, Вы знаете, уважаемые коллеги, по данным Национального рейтинга инвестиционной привлекательности за 2014 год ряд наших субъектов, а именно Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, вошли соответственно во вторую группу рейтинга, третью и четвертую. Однако другие субъекты Северо-Кавказского федерального округа по ряду объективных и субъективных причин в рейтинг не попали. Поэтому нами вместе с главами территорий и Агентством стратегических инициатив ведется активная работа по качественному улучшению конкретных показателей рейтинга для всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Также параллельно с этим реализуется ряд общесистемных мер.

Первая мера - развитие потенциала единого инвестиционного портала СКФО investkavkaz.ru. Новая версия портала была разработана АО «Корпорация развития Северного Кавказа» совместно с нашим министерством и представлена на состоявшемся в Сочи экономическом форуме. На этом портале мы наглядно показываем инвестиционные возможности округа и каждого из его субъектов, площадки, доступные инвестиционные предложения, а также регуляторную среду и законодательные механизмы, которые существуют в целом в округе и в каждом из его субъектов. Вторая мера – проведение бизнес-миссий в целях выстраивания взаимодействия с российскими и зарубежными деловыми кругами, привлечения их для реализации проектов. Наибольший интерес сегодня по инвестиционным проектам на территории округа проявляют партнеры из Италии, Индии, Китая. Мы планируем налаживать деловые и торговые связи с Турцией, Австрией, Малайзией, Азербайджаном и, конечно, со странами ЕврАзЭС.

Второе направление – это развитие реального сектора экономики. Вы знаете, что в последнее время в рамках госполитики основной акцент больше был направлен на инвестиции в объекты социальной инфраструктуры, а реальный сектор экономики на этом этапе занимал вторичные роли. Поэтому улучшение инвестиционного климата ведется именно в рамках создания условий по продвижению конкретных инвестиционных проектов.

Через какой инструмент это реализуется? При Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа созданы специальные рабочие группы по промышленности, аграрно-промышленному комплексу, туризму. Я лично в качестве сопредседателя совместно с отраслевыми министрами возглавляю работу этих групп. В рамках групп мы оперируем инструментами, которые сегодня утверждены на уровне Правительства, а именно: субсидии промышленным предприятиям; субсидии сельскохозяйственным предприятиям; программа поддержки инвестиционных проектов в рамках постановления № 1044; механизм предоставления гарантий по кредитам на реализацию инвестиционных проектов на территории округа; программа льготного финансирования Фонда развития промышленности; а также отраслевые планы импортозамещения.

Уже на сегодня в результате совместной системной работы вместе с отраслевыми профильными министерствами и регионами Северо-Кавказского федерального округа были определены 30 «якорных» проектов в промышленности и 36 проектов в аграрно-промышленном комплексе. Конечно, мы при этом отбираем именно проекты, которые специализируются на незанятых нишах во внутрироссийских программах развития отраслей, а также по проектам, которые имеют перспективу наращивания экспортного потенциала. И реализация этих проектов, по нашей оценке, уже в ближайшее время даст существенный рост как экономического потенциала, так и решения социальных вопросов.

Мы ожидаем, что по результату выхода запущенных только в 2015 году проектов (4 проекта в промышленности и 8 проектов в АПК) на их производственную мощность будут созданы дополнительно более 3 500 рабочих мест, налоговые отчисления составят более 1 млрд. рублей в местные бюджеты.

Уважаемые коллеги, в рамках Сочинского инвестиционного форума также было проведено очередное заседание комиссии по импортозамещению во главе с Председателем Правительства. Правительству Российской Федерации совместно с субъектами дано поручение по реализации планов по импортозамещению. Я хотел бы обратиться к Вам, чтобы этот вопрос в Ваших субъектах Вы тоже взяли на контроль, потому что от того, как эффективно в наших регионах мы составим эти планы, во многом будет зависеть успех дальнейшей нашей работы.

Важной составляющей также по стимулированию инвестиционной активности регионов является повышение конкурентоспособности продукции предприятий, содействие в обеспечении сбыта и увеличении доли ее присутствия на отечественном рынке. В аграрно-промышленном комплексе совместно с АО «КРСК» нашими регионами был создан единый бренд качественной, экологически чистой продовольственной продукции «Продукт Северного Кавказа ЭКО», который уже сегодня прошел официальную регистрацию. Мы надеемся, что с 2016 года мы масштабно начнем реализовывать «дорожную карту» по запуску этого бренда на территории Российской Федерации.

Также в целях развития потенциала промышленных предприятий у нас ведется активная работа с крупными предприятиями, в том числе с государственным участием. Это «Газпром», «Роснефть», «Норильский никель». Я хотел бы выразить благодарность руководству этих компаний за их конструктивное взаимодействие.

Важным фактором привлечения инвестиций также является наличие специализированных площадок. Поэтому мы в регионах создаем индустриальные парки. У нас уже действуют такие парки в Ставропольском крае, в Республике Дагестан. Также планируем создать новые площадки в Ставропольском крае, Чеченской Республике и Республике Дагестан.

Уважаемые коллеги! Ключевым драйвером развития экономики и привлечения инвестиций в регион является туристическая отрасль. Мы хорошо помним последний президиум Госсовета, посвященный этому вопросу под председательством Президента РФ, где было отмечено, что каждый одиннадцатый человек в мире занят в этой отрасли, и эта отрасль формирует взаимодействие с более чем 50 смешанными отраслями.

На территории Северо-Кавказского федерального округа реализуются два крупных проекта в этом направлении. Вы их хорошо знаете. Это развитие туристического кластера, на чем специализируется корпорация ОАО «Курорты Северного Кавказа», и второй проект – это развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Если говорить о курортах Северного Кавказа, Вы знаете, что у нас девять проектов. В этом году мы выбрали для себя тактику их реализации в два этапа. На первом этапе планируется реализовать три приоритетных проекта – это Архыз, Ведучи и Эльбрус; при этом мы не останавливаем подготовительную работу по всем остальным проектам.

Что касается развития эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, я еще раз хотел бы выразить слова благодарности лично Вам, Валентина Ивановна, за Ваше пристальное внимание, поддержку и контроль, которые Вы осуществляете. Вы знаете, что мы сегодня реализуем в том числе Ваше поручение по разработке особого закона, связанного с регулированием и защитой уникального природно-экологического комплекса данной территории, и созданию экономических основ для развития ключевого, по нашей оценке, проекта медицинского кластера. По этому вопросу еще есть ряд дискуссий, я знаю, в том числе они звучат и в этих стенах.

Хочу вас проинформировать, что нами создана специальная рабочая группа, во главе, в том числе, с Министерством здравоохранения, которая сегодня разработала базовое техническое задание. К концу года будет реализован механизм по выработке концепции, который также будет представлен для широкого обсуждения для того, чтобы прикладные пути реализации этого проекта были максимально эффективны.

При этом я хочу сказать, что ключевая задача медицинского кластера, в первую очередь, направлена на повышение качества медицинского обслуживания жителей Северо-Кавказского федерального округа, второе – на объединение и концентрацию взаимодействия между научным, образовательным, медицинским и санаторно-курортным направлениями деятельности. И, в конечном итоге, я уверен, это будет, наверное, одним из крупнейших на уровне Российской Федерации проектов по импортозамещению в разрезе медицинского туризма.

Но мы понимаем, что дополнительно, с учетом особенностей региона, его имиджа, с учетом того, что у нас доминируют все-таки предприятия малого и среднего бизнеса, что, к сожалению, банковская сфера сегодня более настороженно (я мягко скажу) осуществляет кредитование предприятий и проектов на территории СКФО, для нас очень важным является реализация собственного инструмента государственной политики. И таким инструментом является наша государственная программа развития Северо-Кавказского федерального округа. До 2016 года данная программа в первую очередь была нацелена на реализацию и, скажем так, устранение наиболее острых социальных вопросов: это образование, здравоохранение, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры. Но, понимая вызовы и по состоянию бюджетов, и, как я сказал, по уровню безработицы, и средних доходов населения мы для себя определили ключевым приоритетом начиная с 2017 года для этой программы все-таки поддержку проектов в реальном секторе экономики. При этом в рамках этой программы каждому субъекту изначально будут отведены одинаковые лимиты, но эти лимиты предполагают обязательное софинансирование частных инвестиций. Эти лимиты позволят создавать необходимую инфраструктуру для привлечения бизнеса и, в конечном итоге, должны увеличить объем инвестиций в наш регион более чем в три раза.

Уважаемые коллеги, реализовав указанные мероприятия мы считаем, что сможем увеличить объем промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе в 2,5 раза (до более чем 1,1 трлн. рублей); добиться увеличения объема налоговых и неналоговых доходов в 1,8 раза; снизить уровень безработицы на 30 процентов (до 7,2–7,6 процентов); увеличить объема инвестиций в основной капитал в 2,7 раз.

Я благодарен Вам и надеюсь на дальнейшее конструктивное взаимодействие по данному вопросу. И уверен, что в целом, реализовав данные мероприятия, мы сможем сделать Северный Кавказ экономически сильным регионом большой страны!

Спасибо за внимание! (Аплодисменты)

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Лев Владимирович.

Коллеги, переходим к вопросам.

Сергей Евгеньевич Рыбаков, пожалуйста. Просьба, как всегда, краткий вопрос и максимально возможный краткий ответ. Пожалуйста.

С.Е. Рыбаков, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Владимирской области.

Спасибо.

Уважаемый Лев Владимирович! Готовится ли Министерством по делам Северного Кавказа в соответствии с поручениями Президента и Правительства предложение по введению курортного сбора с выбором региона Кавказских Минеральных Вод в качестве пилотного проекта? В этом случае, видимо, потребуется принятие федерального закона, определяющего порядок взимания такого сбора.

Уважаемая Валентина Ивановна, предлагаю включить в проект постановления пункт с рекомендацией Правительству еще раз рассмотреть вопрос о туристическом или курортном сборе. И предлагаю создать рабочую группу с участием Минкавказа, членов Совета Федерации и, возможно, представителей Минкультуры. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Лев Владимирович, Вы поддерживаете такое предложение?

Л.В. Кузнецов. Я сейчас отвечу, Валентина Ивановна.

Председательствующий. Да, пожалуйста.

Л.В. Кузнецов. Действительно, мы ведем такую работу. У нас есть поручение Президента от 18 апреля по подготовке предложений о механизме формирования курортного сбора на территории Кавказских Минеральных Вод. И сегодня совместно с Министерством финансов, со Ставропольским краем, с субъектами Северо-Кавказского федерального округа мы находимся в конструктивной фазе подготовки окончательной версии, для того чтобы в первом квартале 2016 года данный законопроект внести в Правительство.

Однако, Валентина Ивановна, наша позиция заключается в том, что мы не хотели бы на этом этапе объединять вопросы о курортном сборе и туристическом сборе. Потому что все-таки логика нашего сбора нам очевидна и понятна, и мы уверены, что как раз за счет формирования данного вида сбора мы сможем качественно помочь регионам, в первую очередь нашим городам Кавказских Минеральных Вод, сформировать инфраструктуру гостеприимства более высокого уровня в широком смысле этого слова. Особенности других территорий для нас (для меня в том числе, для министерства) более сложные. Поэтому мы хотели, именно реализуя этот проект, отработать все плюсы и минусы. Потому что мы знаем, что у нас параллельно есть поручение Президента до 2018 года не увеличивать прямую и косвенную нагрузку на бизнес. И для нас очень важно здесь выбрать такую тонкую грань, которая позволила бы, с одной стороны, не создавать дополнительное обременение бизнеса, но в то же время дать источник доходов для такой уникальной территории. Но мы были бы рады, если бы в нашу рабочую группу включились представители Совета Федерации. И, я думаю, это нам помогло бы сделать качественный документ, который, пройдя уже практическую апробацию на территории Кавказских Минеральных Вод, мог бы стать основой для принятия общероссийского закона (ну, не общероссийского, а закона для всей Российской Федерации).

Председательствующий. Понятно. Спасибо.

Валерий Владимирович Рязанский.

В.В. Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.

Спасибо.

Уважаемый Лев Владимирович! Мы знаем, что высокие политические решения по изменению статуса Кисловодского парка приняты. 2016 год у нас запланирован как некий переходный период, связанный с передачей полномочий по дальнейшей эксплуатации и развитию парка уже Министерству природных ресурсов и экологии. В этой связи, безусловно, нас интересует финансовый вопрос. Хотелось бы уточнить: предусмотрено ли в 2016 году финансирование необходимых средств, для того чтобы обеспечить этот переходный период?

Л.В. Кузнецов. Если кратко ответить, то, к сожалению, пока в той редакции, которую мы видим (она, правда, еще не внесена у нас в Государственную Думу), данных средств не существует. Хотя, выполняя Ваше поручение, Росимуществом при активном участии полпредства сформирована концепция развития Кисловодского парка. Также у нас сегодня уже внесен в Правительство комплекс мер по развитию города Кисловодска, где в том числе предполагается на территории Кисловодского парка создать особо охраняемую природную территорию и создать специальное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк". Для первого этапа (как Вы отметили) нужно порядка 150 миллионов. Такую заявку Росимущество в Минприроды направляло, но пока мы этих цифр не видим. Хотя мы понимаем, что для эффективной реализации той позитивной динамики, которая намечена в последние годы именно благодаря активной позиции Валентины Ивановны, для того чтобы ее сохранить и иметь самый крупный природный парк в Российской Федерации (а его территория должна быть после всех оформлений земельных отношений более 966 гектаров), наверное, необходимо, чтобы такое финансирование обязательно появилось и данное учреждение смогло эффективно реализовывать задачи по его сохранению и развитию.

Председательствующий. Спасибо.

Валерий Владимирович очень важный вопрос задал. Коллеги, Вы знаете, что мы уже на протяжении нескольких лет взяли под патронат ситуацию с Кисловодским парком. Хочу поблагодарить Ольгу Константиновну Дергунову и Льва Владимировича Кузнецова за их внимание и, главное, за то, что пошел конкретный, реальный процесс улучшения ситуации, и мы все это видим. Хотя, конечно же, это только первые шаги. Но мы продолжим оказывать всяческое содействие, контроль будем проводить над тем, как будет развиваться ситуация в Кисловодском парке. Более того, это один из уникальных, наверное, случаев, когда есть перечень поручений Президента Российской Федерации, которые все неукоснительно должны исполнять.

И мне непонятно, почему финансово-экономические ведомства не выполняют поручения Президента и в проекте бюджета не предусмотрели средства на дальнейшее восстановление и развитие Кисловодского парка.

Поэтому, если Вы не возражаете, я предлагаю дать протокольное поручение Евгению Викторовичу Бушмину, Рябухину, Рязанскому подготовить совместно с депутатами Государственной Думы поправку к федеральному бюджету и предусмотреть в ней выделение не менее 120 млн. рублей, которых не хватает (выделить Росимуществу, дальше они с Минприроды разберутся), которых не хватает на такую первую пока программу развития Кисловодского парка. Это крайне необходимо.

Л.В. Кузнецов. Простите, все-таки, если говорить о сумме, то она 150 млн. рублей.

Е.В. Бушмин, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ростовской области.

120 млн. рублей плюс 30 млн. рублей – Минприроды.

Л.В. Кузнецов. Нет, там 60 млн. рублей – Минприроды и 90 млн. рублей – Росимуществу на следующий год.

Председательствующий. Хорошо, спасибо за уточнение.

Тогда, как сказал Лев Владимирович, 90 млн. рублей – Росимуществу и 60 млн. рублей – Минприроды.

Мы должны вернуть этому парку его славу, его значение и дальше двигаться к тому, чтобы Кавминводы стал реально лучшим лечебным и оздоровительным курортом в нашей стране.

Коллеги, не возражаете дать такое протокольное поручение? (Оживление в зале) Нет.

Лично будет нести ответственность перед Советом Федерации Евгений Викторович Бушмин. Должность заместителя надо отрабатывать реальными результатами.

Поэтому, что хотите делайте, но чтобы такая поправка была принята. Улыбайтесь, Евгений Викторович, Вам не идет «кислая мина». Договорились.

Извините, продолжаем. Ахмет Магомедович Паланкоев.

А.М. Паланкоев, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Ингушетия.

Уважаемый Лев Владимирович, Вы сказали, что в настоящее время Государственная программа развития Северо-Кавказского федерального округа переориентируется с поддержки и развития социальной сферы и инфраструктуры на поддержку инвестиционной деятельности. Я согласен, что на Кавказе необходимо создать условия для ускоренного экономического роста, но без качественной социальной среды задача повышения уровня жизни населения не будет решена в полном объеме.

Скажите, пожалуйста, как будет решаться проблема развития социальной инфраструктуры? Вы знаете, что остро стоит вопрос нехватки школ и больниц в ряде регионов. Дети учатся в две-три смены, и особенно остро этот вопрос стоит в Ингушетии.

Л.В. Кузнецов. Спасибо за вопрос. Действительно, по социальному направлению на Кавказе еще очень много показателей, по которым мы критично отстаем даже от общероссийских показателей. Это и обеспеченность врачами, это и количество коек на 10 тысяч человек, и, Вы правильно отметили, дети, которые еще учатся в Ингушетии, в Чеченской республике, в Дагестане в третью смену, и большая очередь в детские дошкольные учреждения. И это всё, конечно же, требует особого подхода для устранения и исправления этой ситуации.

Но, с другой стороны, мы видим, что даже в рамках ФЦП "Юг России" и ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы» начиная с 2010 года мы построили в Ингушетии 15 школ, 8 объектов здравоохранения. По ФЦП "Юг России" будет за 2014–2016 годы построено 53 школы, 15 объектов здравоохранения, еще объекты инфраструктуры.

Мы увеличиваем бюджетные обязательства, расходные обязательства каждого из субъектов. И при том состоянии федерального бюджета, и, как сказал, состоянии региональных бюджетов именно дальнейшее, скажем так, проведение только такой политики приведет к тому, что мы в конечном итоге можем подорвать устойчивость бюджетов и ухудшить, самое главное, качество социальных услуг.

Поэтому все-таки было принято решение и Председателем Правительства (и это решение было поддержано Президентом на совещании, которое было в сентябре в Магасе, где рассматривались вопросы социально-экономического развития Республики Ингушетия), что, несмотря на эти все вызовы, без развития реального сектора экономики мы просто дальше не сможем повышать качество жизни жителей Северо-Кавказского федерального округа.

Поэтому, не ущемляя интересов социальной сферы, были приняты следующие решения, которые сейчас реализуются.

Первое. Дано поручение Правительства подготовить изменения, чтобы в каждой из госпрограмм и ФЦП появился отдельный блок по особым территориям.

Это не только Кавказ, это не только Дальний Восток, Крым, Калининград. Могут быть еще специальные территории, где должен быть особый раздел по решению социальных вопросов с учетом диспропорций в каждой из территорий. И мы, как соответствующее территориальное ведомство, будем не просто иметь право, а мы будем наделены полномочием по согласованию этих параметров.

Сейчас предварительно рассматривается вопрос по выделению денег в рамках бюджета 2016 года и на последующие годы на финансирование строительства школ. Для нас очень важно, именно учитывая эти диспаритеты, чтобы справедливое количество денежных средств попало в те регионы, где это проблемно и наиболее критично, потому что в предыдущие годы мы имели практику по программе строительства детских дошкольных учреждений, когда был принят поправочный коэффициент в регионах, где повышенный уровень безработицы, количество денег на строительство детских дошкольных учреждений уменьшается по отношению к среднероссийским, что кажется не всегда осознанным.

Это нам даст возможность, с одной стороны, доказывать и защищать интересы отраслевых ведомств, с другой стороны, ведомствам тоже. Когда они принимают госпрограммы, у них же общероссийский индикатор и им нужно эти индикаторы выполнять, в том числе Вы их спрашиваете за выполнение этих индикаторов, но не всегда эти индикаторы, если будут реализованы мероприятия, скажем так, на территории наших регионов, будут достигнуты. У нас и стартовые позиции хуже, и, к примеру, на Дальнем Востоке, если про обеспеченность дорогами в среднем говорить, там другие расстояния, свои особенности и так далее. Поэтому мы будем максимально решать социальные вопросы за счет все-таки справедливого участия в программах отраслевых ведомств.

Второй вопрос – по специальным социальным проектам. Мы предусматриваем в нашей госпрограмме возможность их реализации. И нами принято решение (и оно утверждено Александром Геннадьевичем Хлопониным), что все проекты социальной сферы, которые были начаты в предыдущие годы и реализуются по линии Минобрнауки, Минздрава, прочих ведомств обязательно будут доведены до конца.

И третье. Все-таки ключевая задача - развитие реального сектора экономики. Мы уверены, что должны сформировать налоговый потенциал в самих субъектах, который им позволит решать те социальные проблемы, которые перед каждым из субъектов стоят. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Олег Александрович Казаковцев.

О.А. Казаковцев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемый Лев Владимирович, я знаю, что планируется докапитализация "Корпорации развития Северного Кавказа" в размере 58 200 млн. рублей. В связи с этим вопрос: будет ли она произведена и какие конкретно проекты за счет капитализации будут дополнительно поддержаны?

Л.В. Кузнецов. Спасибо большое, Олег Александрович, за вопрос.

Как я сказал, для нас критично важны особые инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов. Мы понимаем и специально планируем в рамках изменений структуры госпрограммы сформировать три источника финансирования.

Первое – это напрямую субсидии регионам, которые позволят им осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры, в первую очередь ориентированной на поддержку проектов в сфере АПК, транспорта, промышленности, которые будут там реализованы.

Второе направление – это как раз "Корпорация развития Северного Кавказа", потому что для нас, как я отметил в своем докладе, сегодня основная проблема – это привлечение инвестиций. И инициаторы проектов часто сталкиваются с тем, что у них нет собственных денег, нет необходимых гарантий, и стоимость финансирования особенно высока, если этот проект реализуется на территории СКФО.

Поэтому докапитализация "Корпорации развития Северного Кавказа" должна - и это первая задача - позволить этому институту развития (который был создан специально для того, чтобы помогать реализовывать проекты на территории СКФО) активно участвовать в тех приоритетных проектах, которые будут утверждены в рамках каждого субъекта и в целом в СКФО. Участие в проектах планируется в виде акционера, в виде как раз стартового капитала для того, чтобы привлекать банковское финансирование, и в виде механизма субсидирования процентных ставок для того, чтобы делать банковское финансирование (или в целом стоимость заемных средств) конкурентоспособными.

Вторая задача. Мы понимаем, что деньги в бюджете сегодня ограничены, поэтому мы понимаем, что денежные средства, которые государство выделило через этот институт, через участие в "КРСК", будут иметь возобновляемый характер.

То есть войдя в проект и с базовым акционером доведя его до степени экономической рентабельности, они должны оттуда потом выходить. Это даст возможность нам поддерживать другие проекты.

Третье. Опять же мы хотим дать "КРСК" возможность вступать в альянсы с другими институтами развития и, как я сказал, обеспечивать привлечение не только тех денежных средств, которые есть в рамках программы, но и за счет других ресурсов, которые есть у других институтов: это и госкорпорация по развитию малого и среднего бизнеса, и Российский фонд прямых инвестиций, и многие другие.

В конечном итоге я хочу отметить, что если до настоящего момента корпорация жила в собственной парадигме, то сегодня основным как бы критерием оценки эффективности будет достижение тех индикаторов, которые есть в программе. И денежные средства, которые выделяются на докапитализацию, будут идти исключительно на поддержку проектов, обозначенных в государственной программе.

Отдельной частью в "КРСК" есть проект медицинского кластера, но я сказал, что мы еще находимся в стадии его формирования.

Председательствующий. Спасибо.

Мухарбий Магомедович Ульбашев, пожалуйста.

М.М. Ульбашев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Лев Владимирович, Ваше ведомство проводит отбор инвестиционных проектов для предоставления госгарантий. Вы уже упомянули об этом в Вашем докладе, но я бы хотел уточнить у Вас: как Вы считаете, требует ли этот механизм совершенствования? Ведь субъекты Российской Федерации входят в жесткую ситуацию с бюджетными ограничениями. Будете ли Вы уточнять эту методику и подходы?

Л.В. Кузнецов. Спасибо за вопрос.

Действительно, механизм гарантий, который специально создан для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, по нашей оценке, должен быть одним из ключевых инструментов инвестиционной привлекательности и поддержки инвестпроектов. И мы сегодня, с одной стороны, постарались в рамках поручения Председателя Правительства упростить процедуры по прохождению решений о принятии, скажем так, гарантийных обязательств по инициируемым проектам в субъектах.

Я хочу сказать, что два дня назад Председатель Правительства подписал гарантию для проекта, реализуемого ООО "Родина" на территории Чеченской Республики по садам с высокими технологиями и теплицам в защитном грунте. Но дальше мы видим, что данный инструмент может столкнуться именно с теми формальными ограничениями, которые сегодня существуют, потому что каждый субъект должен при заявлении о получении гарантий предоставить собственную гарантию в размере 10 процентов.

Правильно Вы отметили, что при высокой долговой нагрузке субъектов, при жесткой, особенно по высокодотационным субъектам, политике Министерства финансов о ненаращивании общегосударственного долга и его лимитах ряд субъектов в этом году просто отказались (Северная Осетия, к примеру) от использования данного инструмента по своим проектам. И мы считаем, и будем вести соответствующие консультации с Министерством финансов и в целом с Правительством, чтобы на этот период, когда бюджеты регионов (особенно сегодня) испытывают острое состояние по их ликвидности, сумма и процент региональных обязательств были или минимизированы, или вообще сведены к нулю. Когда субъект дает собственную гарантию – это тоже определенная мера ответственности. Но мы считаем, что в данной ситуации при понятном отраслевом подходе при рассмотрении данного вопроса на межправительственной специальной рабочей группе мы сможем без этих гарантий отобрать действительно конкурентоспособные и эффективные проекты на территории СКФО. И это было бы существенной поддержкой для регионов.

Председательствует

первый заместитель Председателя Совета Федерации

Н.В. Фёдоров

Спасибо.

Вопрос Александра Борисовича Тотоонова. Пожалуйста.

А.Б. Тотоонов, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Северная Осетия – Алания.

Спасибо большое.

Уважаемый Лев Владимирович! Государственной программой развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и соответственно подпрограммой, предусматривающей развитие инвестиционной привлекательности СКФО, было предусмотрено создание условий для притока иностранных инвестиций.

Много в этих программах уделено внимания также улучшению позиции округа в рейтингах международных агентств. Однако единственный сегодня офис, представляющий "большую четверку", формально существует на территории Северо-Кавказского округа и сегодня находится под угрозой закрытия.

Мне кажется, что от того, как нас малюют, – а малюют нас, как правило, иначе, чем мы есть на самом деле, – многое зависит.

Поэтому мне хотелось бы знать, каковы последние данные международных агентств в отношении инвестиционной привлекательности округа и есть ли какая-то динамика в этом направлении. Спасибо.

Л.В. Кузнецов. Спасибо за вопрос.

Для нас, Вы правильно сказали, имидж и инвестиционные рейтинги являются критично важными для той работы, которую мы сейчас ведем. Но, к сожалению, если смотреть объективно, то СКФО присутствует в небольшом количестве рейтингов, и то часто ограничивается это какими-либо городами или же, если в рамках, я говорил, рейтинга АСИ, только рядом субъектов.

Поэтому мы сейчас вместе с Корпорацией развития Северного Кавказа максимально ориентируем нашу работу, вместе с регионами, конечно, для того чтобы изменить свои позиции в рейтинге АСИ и в национальном рейтинге, который ведет агентство "Эксперт РА", и установить более тесные контакты с международными рейтинговыми агентствами, чтобы у инвесторов была объективная, максимально достоверная информация об инвестиционном климате, инвестиционных возможностях на территории СКФО.

В том числе как одно из направлений мы в рамках совершенствования структуры госпрограммы вместе с ТАСС планируем реализовать подпрограмму, которая будет нацелена именно в том числе на создание дополнительного, государственного информационного ресурса, объективно отражающего все экономические, социальные процессы, происходящие на территории регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Председательствует

Председатель Совета Федерации

В.И. Матвиенко

Председательствующий. Спасибо.

Арсен Баширович Каноков.

А.Б. Каноков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Спасибо.

Уважаемый Лев Владимирович! В настоящее время руководством Кабардино-Балкарской Республики принимаются меры по возрождению Тырныаузского горно-обогатительного комбината. Восстановление этого комбината позволит воссоздать около 4 тысяч рабочих мест в самом производстве, в инфраструктуре с зарплатой свыше 30 тыс. рублей в месяц.

Тырныаузский комбинат был одним из ведущих комбинатов цветной металлургии в Советском Союзе. Восстановление этого комбината имеет не только экономическое и политическое значение для КБР и СКФО в целом, но и в целом для страны.

В связи с этим я знаю, что проект был поддержан Александром Геннадьевичем Хлопониным и Вами во время поездки в республику.

У меня в связи с этим два вопроса. Каковы перспективы, Ваше видение по восстановлению Тырныаузского горно-обогатительного комбината? И второй вопрос: знаю, что одной из причин плохой инвестпривлекательности этого проекта была высокая стоимость лицензии – 1 400 млн. рублей, что отталкивало инвесторов. Как будете решать эту проблему? Я знаю, что, выступая, глава Минпромторга Денис Мантуров предложил внести лицензию в уставной капитал Ростеха как профильный актив. Ваше мнение?

Л.В. Кузнецов. Спасибо, Арсен Баширович.

Я хочу сказать, что у истока этого проекта стояли и Вы. Именно Ваша активная позиция в те годы позволила не потерять этот проект, а вывести сегодня на новый качественный уровень.

Что делается? Первое. Этот проект попал в перечень тех "якорных" проектов, которые утверждены профильным министерством – Министерством промышленности и торговли.

Второе. В соответствии с поручением Председателя Правительства мы сегодня вместе с республикой, с Минприроды или, скажем, наоборот – с Минприроды и республикой, для того чтобы сделать проекты экономически эффективными в текущих реалиях, проводим переоценку запасов.

Это не означает, что цель – забрать самое сладкое, а будущему поколению оставить только «корешки». Задача – именно выработать новую схему возможной разработки месторождения, которая позволит максимально эффективно добывать вольфрамо-молибденовые руды, которые являются одним из ключевых продуктов для формирования нового качества нашей отрасли по производству твердосплавного инструментария, критичного как для оборонно-промышленного комплекса, как для развития станкостроения, как для геологоразведки, так и для много чего другого.

Поэтому где-то до января должна пройти актуализация запасов, которые должны быть утверждены соответствующей комиссией по запасам. Мы изучили схему внесения в уставный капитал, к сожалению, таких практик мы не смогли найти, поэтому все-таки мы, скорее всего, будем выставлять это на конкурс. Но думаем, что в рамках масштабности проекта все-таки корпорация "Российские технологии" будет одним из потенциально ключевых инвесторов (конечно, после дополнительного формирования технико-экономического обоснования). Но у нас уже сформирован потенциальный пул инвесторов, потому что нам не только нужен первый передел добычи, главное – нам нужна переработка. Здесь это даст возможность изменить, придать новый облик такому предприятию как "Гидрометаллург", которое находится на территории Кабардино-Балкарии, и "Победиту" – на территории Северной Осетии, "Терекалмазу" и ряду других предприятий уже за пределами СКФО.

Поэтому, еще раз подчеркну, мы для себя рассматриваем данный проект как один из базовых с точки зрения и развития отечественной промышленности, и того эффекта, который мы можем получить от его реализации в целом в ряде субъектов СКФО.

Председательствующий. Спасибо, Лев Владимирович.

Коллеги, есть предложение предоставить возможность задать вопрос Екатерине Филипповне Лаховой, и с учетом регламента перейти к выступлениям. Нет возражений?

Пожалуйста, Екатерина Филипповна Лахова, Вам слово.

Е.Ф. Лахова, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Брянской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, я бы хотела присоединиться к своему коллеге Рыбакову и хотела бы все-таки попросить, чтобы в постановлении данная проблема одним из пунктов была обозначена. Просто это вопль о том, что дайте курортный сбор, чтобы помочь благоустроить эти города, развить инфраструктуру! Памятники архитектуры находятся в убогом состоянии! Пушкинская галерея в Железноводске – стыдно ведь проходить мимо нее! Мы говорим сегодня о парке в Кисловодске, есть парк в Железноводске, парк в Ессентуках.

Поэтому у меня большая просьба, по поводу курортного сбора, в качестве модели, пилотного проекта взять города Кавказских Минеральных Вод.

Председательствующий. Спасибо.

Коллеги, не возражаете, если мы дадим поручение комитету по федеративному устройству учесть это предложение в постановлении? Нет возражений? Нет. Принимается. Благодарю.

Лев Владимирович, спасибо Вам большое за очень профессиональный доклад, за владение ситуацией в регионе, за очень конструктивные ответы. Совет Федерации готов и дальше взаимодействовать с министерством. Министерство новое, оно работает не так долго, но уже есть реальная отдача, реальные результаты, что крайне важно для этого непростого региона. Спасибо большое. Присаживайтесь.

Я хочу предложить взять слово Юрию Витальевичу Росляку, аудитору Счетной палаты.

Просьба, Юрий Витальевич, три–пять минут, не больше. Пожалуйста, Вам слово.

Ю.В. Росляк, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, участники заседания! Всем ясно, в том числе из доклада Льва Владимировича, что ввиду недостаточной развитости реального сектора экономики, низкой инвестиционной привлекательности, главная задача по привлечению инвестиций должна решаться путем фактически мобилизации институтов государственно-частного партнерства в рамках хорошо разработанной и сбалансированной государственной программы.

Несмотря на значительный объем средств из федерального бюджета (только в текущем году это почти 190 млрд. рублей) и комплекс мер, которые предпринимались по разрозненным программам, к сожалению, добиться главной цели пока не удалось. Плюс к этому и исполнительская дисциплина пока оставляет желать лучшего, потому что только на 1 июля 2015 года по ФЦП "Юг России" 39 объектов сметной стоимостью в 30 миллиардов являются незавершенными объектами, по ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы" – 29 объектов имеют "незавершенку" общей стоимостью более 9 млрд. рублей. Да и вообще, если посмотреть исполнение программ, довожу до Вашего сведения, что по госпрограмме в прошлом году было освоено всего-навсего 94 процента от тех средств, которые в жестких условиях предоставлялись, а по предварительным итогам девяти месяцев – только 56 процентов предусмотренных по программам средств.

Поэтому нужно отметить следующее. Такая система и такое управление программой, к сожалению, являются неэффективными, и поэтому абсолютно логично, что министерством сегодня во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти предложено разработать новую государственную программу по социально-экономическому развитию макрорегиона Северного Кавказа с переформатированием действующих программ "Юг России" и "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы" внутри этих программ в виде подпрограмм с синхронизацией сроков и всех остальных мероприятий.

Мы принципиально поддерживаем такую концепцию разработки программы и ее новой структуры и при этом обращаем внимание на целый ряд требований, которые, к сожалению, пока еще не нашли своего разрешения, но должны быть в этой работе отражены.

Первое — это разработка механизмов в рамках этой программы, которые предусмотрены законом о стратегическом планировании, который, в том числе, инициировался Советом Федерации и был принят и подписан Президентом. При разработке программы сейчас крайне важно четко сформулировать цели и показатели по приоритетным направлениям развития в соответствии с утвержденной 6 сентября 2010 года стратегией развития макрорегиона; обеспечить конкретность и адресность мероприятий с учетом поручений Президента, в том числе последних, которые были даны в Ингушетии; актуализировать анализ по проблематике существующих диспропорций, характерных для каждой республики и региона; выделить задания (то, о чем говорил Лев Владимирович) для отраслевых госпрограмм по решению ключевых проблем территорий в областях здравоохранения, образования и других социально значимых, по снятию инфраструктурных ограничений по транспорту и энергетике; и самое главное, согласовать с министерствами сроки, показатели и конкретные объекты развития в регионах в части отраслей сельского хозяйства, оптового звена, логистики и, самое главное, промышленности. И самая главная задача – это синхронизировать и повысить эффективность ресурсного обеспечения программы, в том числе в увязке с региональными программами, которые должны синхронно быть разработаны в каждом субъекте Федерации.

Особое внимание необходимо обратить на комплексное обоснование предлагаемых к реализации мероприятий и проектов, проведение анализа достаточных мер правового регулирования и создание эффективной системы управления госпрограммой, в том числе такую систему, которая отсутствовала в старых редакциях, как управление рисками, в том числе финансового обеспечения.

Кроме того, необходимо учитывать, что в случае досрочного прекращения сегодня действующих ФЦП фактически может быть утрачен механизм контроля федеральными органами исполнительной власти (и законодательными) за ходом строительства объектов капитального строительства с использованием средств на их реализацию. Необходимы конкретный адресный перечень объектов в каждой подпрограмме и соответственно контролируемые уровни показателей по этим объектам.

Должна радиально измениться система управления реализацией госпрограммы, и тут особое внимание должно быть установлено и определено по стратегии, механизмам деятельности институтов развития, которые здесь уже упоминались. Пока можно сказать, что их деятельность недостаточно эффективна – это ОАО "КРСК" и соответственно "Курорты Северного Кавказа". Они должны быть пересмотрены с целью повышения эффективности, адресности и с максимальной ориентацией на привлечение инвестиций и инвесторов, а не на расходование средств федерального бюджета. Министерство должно с этой задачей справиться до конца этого года.

Спасибо Вам за внимание. Надеемся, что это будет реализовано.

Председательствующий. Спасибо, Юрий Витальевич, за очень конкретные предложения.

Мухарбек Ильясович Дидигов, пожалуйста, Вам слово.

М.И. Дидигов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемые коллеги! Уверен, что многие присутствующие в этом зале с начала 90-х годов по настоящее время являлись свидетелями реорганизаций, преобразований, ликвидации многих министерств и ведомств. В прошлом году было ликвидировано, упразднено Министерство регионального развития. Ряд его полномочий был перераспределен между другими министерствами и ведомствами, и были образованы министерства по региональному признаку. С учетом особой важности и особого внимания руководства страны к Северо-Кавказскому федеральному округу было образовано Министерство по делам Северного Кавказа. В силу ряда обстоятельств мне пришлось в тесном контакте работать с новым министром Львом Владимировичем Кузнецовым. И хотелось бы в порядке констатации реалий, не в порядке комплимента, сказать, что с первых же дней и буквально в короткие сроки и сам министр, и в целом его команда очень быстро вошли в курс дела по всем тем проблемам, которые касались Северо-Кавказского федерального округа и особенно федеральных целевых программ.

И нужно отметить, что также по приглашению нас, сенаторов, в прошлом году была проведена встреча с сенаторами, представляющими регионы Северо-Кавказского федерального округа, здесь, в сенате. Это была достаточно конструктивная и плодотворная встреча. С тех пор мы взаимодействуем с руководством министерства.

Лев Владимирович, Вам и всему министерству в Вашем лице (я позволю взять на себя такую смелость) и от лица своих коллег хотелось бы искренне пожелать удачи и успехов в реализации тех задач, которые стоят перед министерством и в целом перед регионами Северо-Кавказского федерального округа. Удачи Вам и успехов! Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Леонид Васильевич Тягачёв.

Л.В. Тягачёв, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Лев Владимирович! Сегодня это очень важная тема для нашей страны. И то, что именно она обсуждается сегодня в зале и Валентина Ивановна дает четкие указания, для того чтобы мы продвинулись в направлении развития Северного Кавказа… Для меня Северный Кавказ – это первая половина моей жизни. И будучи главным тренером сборной СССР и министром спорта я хорошо изучил этот край, и знаю, что всему миру он сейчас необходим.

Я хотел бы, Лев Владимирович, пожелать Вам плодотворной работы, которую Вы начали, и при большой поддержке Руководителя нашей страны… И то, что программа до 2025 года уже утверждена… Мне бы хотелось дать особое предложение. Весь мир сейчас нуждается в том туризме, который называется горнолыжный туризм. И во всем мире идет таяние ледников. И в Австрии пять ледников – большая проблема, и во Франции, и в Италии. Эльбрус – это самый надежный ледник для всего мирового туризма. Со стороны Кисловодска сделана большая работа, есть дорога (с другой стороны Эльбруса, не со стороны Терскола), и остается 10 километров дороги. Там залегание снега шириной два километра и длиной до пяти километров. То есть миру сейчас это необходимо.

Я Вам приведу пример, что маленькая Австрия на этом деле зарабатывает более 10 млрд. долларов, Франция – чуть больше. Поэтому в программу, которая уже есть… Я предлагаю (Валентина Ивановна, я хочу, чтобы Вы поддержали, потому что это долгая тема), чтобы наш ледник (это Эльбрус) был лучшим в мире, а для этого есть все основания, и инвестиции туда по этому направлению пойдут, потому что другого места (еще раз повторяю) в мире нет. Прошу это дело в программу включить, поддержать. Это будет просто Клондайком. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Леонид Васильевич. Уместное предложение. Прошу при редакции, доработке постановления учесть предложение.

Михаил Александрович Афанасов. Заканчиваем выступление сенаторов. Дальше – комитет.

Пожалуйста, Михаил Александрович.

М.А. Афанасов, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ставропольского края.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемый Лев Владимирович, благодарим Вас за такой емкий и содержательный доклад. И, конечно же, хочу сказать огромное спасибо команде, которая сегодня рядом с Вами. Ребята – профессионалы.

Я хотел бы высказать маленькую просьбу: Вы не забывайте наш малый и средний бизнес, пожалуйста. Просим поддержки. А Вам всем удачи и спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Коллеги, позвольте предоставить слово председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрию Игоревичу Азарову.

Пожалуйста, Вам слово.

Д.И. Азаров, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Самарской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, разрешите в первую очередь поблагодарить наших коллег из органа исполнительной власти за четкую подготовку "Правительственного часа", лично Льва Владимировича, а также его заместителя Олега Солтанбековича Хацаева, Андрея Владимировича Яцкина. Мы одной командой отрабатывали.

И сегодня мы представляем на Ваше рассмотрение проект постановления, который был сформирован на основе предложений комитетов, членов Совета Федерации, министерства, естественно. Мы предлагаем сегодня, Валентина Ивановна, принять его за основу, но с учетом выступления, которое сегодня было содержательным и активным, мы, конечно же, его к следующему заседанию доработаем. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Игоревич.

Коллеги, есть ли еще какие-то вопросы, комментарии? Нет.

Поступило предложение принять проект постановления, который у Вас имеется, за основу. Если у Вас нет возражений, тогда ставлю на голосование.

Кто за то, чтобы проект постановления "О мерах по повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа" (документ № 412) принять за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.

Результаты голосования (12 час. 04 мин. 24 сек.)

За 140 чел. 82,4%

Против 0 чел. 0,0%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 140 чел.

Не голосовало 30 чел.

Решение: принято

Решение принято.

Коллеги, хочу еще раз напомнить, что в окончательном варианте мы примем постановление на следующем заседании. Поправки к проекту постановления прошу в срок до 26 октября направить в комитет Совета Федерации по федеративному устройству.

Уважаемый Лев Владимирович, еще раз спасибо Вам, спасибо Вашим заместителям, Вашей команде. Будем продолжать дальше вместе работать в интересах развития очень важного для страны региона. Спасибо Вам большое. Успехов. И в лице Совета Федерации Вы всегда найдете единомышленников. Благодарю Вас.